Колейность дорожного покрытия - измерение и нормы по ГОСТ

Вернуться ко всем статьям

Понятие «наезженной колеи» известно человечеству с давних пор. Но если в старину устоявшийся колесный след на дороге помогал людям не сбиться с пути, то в наши дни это явление представляет серьезную проблему, ведь оно буквально разрушает дорожную конструкцию.

Колейность ― это деформация поперечного профиля дороги вдоль полос наката. Она может затрагивать как верхнее покрытие, так и внутренние слои дорожной одежды. Колея проявляется в виде продольного углубления с выпирающими гребнями или без них, может быть очень протяженной и глубокой.

Чем опасна колейность на автомобильной дороге?

Эта деформация существенно затрудняет движение автотранспорта, повышая риск аварийности. Водители вынуждены совершать сложные маневры, чтобы не повредить автомобиль, что может быть опасно для других участников движения. Наличие даже неглубокой колейности снижает комфортность передвижения, устойчивость грузов, долговечность автомобильных рессор, колес и других деталей.

Колеи препятствуют естественному очищению дороги от атмосферных осадков. Они накапливают воду, снег и грязь, что снижает сцепление шин с поверхностью и увеличивает опасность заносов.

Глубокие колеи затрудняют рулевое управление, снижают устойчивость автомобиля и водительский контроль над трассой. Нередки случаи застревания машин в колее, что особенно опасно при оживленном движении.

Неглубокая поверхностная колея таит в себе опасность дальнейшего разрушения дороги. Поэтому чем раньше она будет обнаружена, тем проще ее устранить и предотвратить более серьезную деформацию.

Причины возникновения колейности на автомобильной дороге

Образование колеи на дорожном полотне может быть спровоцировано целым комплексом факторов, начиная с особенностей климата и ландшафта конкретной местности. Чаще всего разрушениям подвержены именно асфальтированные дороги, так как при всех преимуществах асфальта, это покрытие не обладает достаточной прочностью. Среди многочисленных причин колейности назовем самые основные:

  • Ошибки, допущенные при проектировании и укладке дороги (неточности в расчетах, неверный выбор материалов, нарушение технологии и т.п.).
  • Уровень транспортной нагрузки. Даже качественно построенная дорога может не выдержать возросшего потока машин, особенно грузовых.
  • Климат. Длительные периоды экстремально низких или высоких температур, обилие осадков сокращают время, пригодное для укладки и ремонта покрытия. Кроме того, морозный сезон требует использования шипованной резины, которая ускоряет износ верхнего слоя дорожной одежды.
  • Отсутствие профессионального контроля и несвоевременные ремонтные работы. Худший вариант ― когда упущено время профилактического ремонта и требуется масштабная замена всех слоев дорожного полотна.
  • Накопление усталостных напряжений в нестабильных слоях дорожной одежды, которое влечет за собой деформацию остальных слоев.
  • Воздействие химических веществ, так или иначе попадающих на асфальтовое покрытие (бензин, масло, реагенты и пр.).
  • Природные факторы: просадка грунта вследствие переувлажнения, температурное расширение грунтовых вод, перегрев и размягчение асфальтового покрытия под влиянием жары.

Виды колейности

Образование колеи происходит постепенно. Вначале процесс затрагивает только верхнее покрытие. Затем разрушение переходит на другие слои дорожной одежды. Учитывая возможные причины и динамику развития деформации, выделяют три основных вида колеи:

  • Поверхностная колея ― дефект, вызванный износом верхнего слоя (из-за использования шипованных шин, интенсивности движения и т.п.); углубление по полосам наката небольшое и не имеет выпирающих гребней.
  • Колея, вызванная пластической деформацией верхнего слоя дорожного покрытия (например, при размягчении асфальта под действием высоких температур); может иметь один или два выпирающих гребня.
  • Глубинная колея ― результат накопления деформаций в структурных слоях дорожной одежды и в земляном полотне; углубление по полосам наката проявляется общим проседанием дорожной конструкции, может иметь 2–3 гребня выпирания.

По расположению выделяют внешнюю и внутреннюю колеи. Внешняя образуется в полосе наката справа по направлению движения, а внутренняя, соответственно, слева.

Измерение колейности дороги с помощью дорожной рейки

Допустимая глубина колеи на автодороге по ГОСТу

Лучший способ предотвратить разрушение профиля дороги — это регулярное измерение продольной ровности ее покрытия и своевременное выявление колейности. На основе проведенных исследований можно планировать оптимальное время для проведения ремонтных работ, подготовить необходимые материалы и оборудование.

При анализе состояния дороги учитывают разные параметры: размеры колеи, наличие пластических деформаций или признаков износа верхнего слоя, динамику развития дефекта и т.д. В соответствии с отраслевыми дорожными нормами (ОДН 218.0.006-2002) оценку эксплуатационного состояния дорог по глубине колеи производят путем сравнения средней расчетной глубины с допустимыми и предельно допустимыми значениями.

Расчетная скороть движения, км/ч Глубина колеи, мм
допустимая предельно допустимая
>120 4 20
120 7 20
100 12 20
80 25 30
60 и меньше 30 35

Действующие нормы и правила допускают движение по дорогам, колейность которых не влияет на возможности управления транспортом, не снижает комфорт едущих и устойчивость грузов. Участок трассы, где глубина колеи превышает допустимые значения, отмечается как опасный для движения, требующий срочной экспертизы и устранения дефекта.

Измерение колейности дорожного покрытия

В соответствии с требованиями ГОСТ 32825 — 2014 экспертиза должна выполняться только с помощью специальных измерительных устройств. Для определения величины колейности, как правило, используются трехметровая дорожная рейка с клиновым промерником по ГОСТ 30412; линейка металлическая по ГОСТ 427 с ценой деления 1 мм; рулетка металлическая по ГОСТ 7502 с номинальной длиной не менее 5 м и классом точности 3; устройство для измерения расстояния с погрешностью не более 10 см. Допускается применение других средств измерений с точностью, не уступающей указанным выше параметрам.

Чтобы получить максимально точную картину деформации, используют серию вертикальных замеров. Дорожную рейку укладывают на края или выпирающие гребни колеи. Затем с помощью клинового промерника измеряют просветы между нижней гранью рейки и дном колеи не менее, чем в пяти местах. Анализируя ряд замеров, устанавливают степень колейности на обследуемом участке дороги.

Футурум РДУ Кондор-Компакт

Дорожная рейка Футурум РДУ Кондор-Компакт

Подробнее
Футурум РДУ Кондор-Э

Дорожная рейка Футурум РДУ Кондор-Э

Подробнее

Продольная ровность покрытия при измерении дорожной рейкой должна соответствовать значениям ГОСТ Р 50597-2017, указанным в таблице:

Категория дороги Группа улиц Тип дорожной одежды Число просветов под рейкой*, %, не более Максимальный просвет под рейкой, мм, не более
IA, IB А Капитальный 7 10
IB, II Б
III В 9 12
Облегченный 12 14
IV Г Облегченный, переходный 14 20
  Д 20 25
V Е 25 30

* Число просветов под трехметровой рейкой, превышающих значения:

- 6 мм для асфальтобетонных, цементобетонных покрытий и покрытий из каменных материалов и грунтов, обработанных вяжущими;

- 15,0 мм для всех остальных видов покрытий

Характер работ по ликвидации колейности зависит от степени деформации дорожной конструкции и условий эксплуатации дороги. Для сглаживания колеи без устранения или с частичным устранением причин ее появления существуют два основных метода:

  • заполняют колеи соответствующим ремонтным составом, выравнивая поперечный профиль дороги;
  • срезают выпирающие гребни колеи и заполняют оставшееся углубление ремонтным материалом.

Эти методы рекомендуют в качестве временной меры для поддержания рабочего состояния дороги при глубине колеи менее 30 мм. При масштабном ремонте их используют на участках с колейностью до 45 мм.

Полная ликвидация деформаций с устранением причин их возникновения включает комплекс работ:

  • полную замену нестабильного слоя дорожной конструкции;
  • усиление жесткости нижних слоев;
  • укрепление или замену грунта в активной зоне земляного полотна;
  • осушение и обеспечение отвода поверхностных и грунтовых вод.

Заключение

Современная автодорога представляет собой сложную конструкцию, которая требует не только точного проектирования, продуманной технологии строительства и качественных материалов. Чтобы дорожное полотно сохраняло необходимую для безопасного движения ровность, требуется его регулярное исследование. Всего несколько измерений с помощью дорожной рейки помогут с точностью до пары миллиметров выявить наметившуюся деформацию и остановить дальнейшее разрушение.