Что такое дорожная рейка и как её использовать правильно

Вернуться ко всем статьям

Дорожная рейка — это измерительное устройство, для определения и контроля поверхностей, что необходимо при строительстве и ремонте автомобильных дорог, аэродромов, а также для проведения дорожно-транспортной экспертизы. 

Дорожная рейка

Несмотря на простое название, дорожная рейка относится к точным измерительным приборам, параметры которого жестко регламентируются нормами ГОСТ и требуют регулярной поверки. С помощью этого инструмента:

  • фиксируют неровности и измеряют глубину просадок, ям, выбоин и пр.;
  • делают замер продольных и поперечных уклонов;
  • определяют линейные параметры дороги;
  • устанавливают крутизну откосов и насыпей;
  • измеряют толщину слоев дорожной одежды;
  • выявляют степень колейности.

Устройство

В целом рейка представляет собой комбинацию измерителей.

Сбоку рейки обычно нанесена шкала. Этой гранью инструмент прикладывается к поверхности для визуального выявления и измерения ее дефектов. Отсюда еще одно ее название - дорожная линейка.

Важной частью измерительной системы устройства является уклономер. Он состоит из уровня, по которому контролируется положение рейки и измерительной головки с лимбом (шкалой). С помощью нее снимают значение уклона поверхности. 

Для определения крутизны откосов рейка оснащена эклиметром. Это небольшое устройство представляет собой балансир ― свободно вращающийся диск с противовесом. На его поверхности имеется шкала, риски которой показывают значения уклонов в обе стороны.

Дополняет дорожную линейку отдельный элемент ― клиновой промерник. По сути, это металлический клин, на верхнюю грань которого нанесены две шкалы. По одной из них определяют величину просвета между рейкой и поверхностью, уточняя тем самым размеры неровностей. Другая шкала используется для определения толщины слоев дорожной одежды.

Дорожная одежда — это многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги. Она воспринимает нагрузку от автотранспортного средства и передает ее на грунт.

Дорожная одежда

Для удобства перемещения и установки дорожные уровни, как правило, снабжены ручкой. А для защиты от повреждений имеется специальный чехол.

Конструктивные отличия

Рейка изготавливается из алюминия или его сплава. Длина инструмента в среднем составляет 3 м, вес 8,5―11 кг.

Важно отметить наличие двух видов устройств: стандартные, то есть цельные, неразрезные и компактные ― складные дорожные рейки

Складная дорожная рейка поделена на три секции. В рабочем состоянии они соединяются с помощью шарниров и фиксируется стяжными винтами, расположенными внутри центральной части. Такая конструкция гарантирует точность измерений и намного удобнее в использовании, чем цельная. Поэтому в настоящее время неразрезные рейки встречаются все реже.

 Другим важным отличием является тип отсчетного устройства: электронный или механический.

Первый вариант позволяет получать более точные результаты измерений. Уровень крепится на центральной части рейки и является съемным. Он имеет ЖК-индикатор или монохромный дисплей с подсветкой, питание от батареек и закрытый от внешних воздействий корпус. Электронный уровень может использоваться как вполне самостоятельный инструмент, например, в облицовочных работах, установке перегородок, монтаже подвесных потолков, укладке пола и т. п.

У механического варианта тоже есть свои плюсы: он проще и менее требователен к условиям эксплуатации. Поэтому в сложных условиях работы чаще применяют именно его. Ампула уровня заключена в цельнометаллический корпус, что обеспечивает его защиту, а также стабильность и достоверность измерений.

Как пользоваться дорожной рейкой

Чтобы определить поперечный или продольный уклон поверхности, уровень устанавливают соответственно поперек или вдоль измеряемого полотна. При работе с механическим отсчетным устройством плавно вращайте подъемный винт, центрируя уровень. Убедившись в отсутствии колебаний, снимите отсчет по шкале измерительной головки. Электронный уровень проще - он сам покажет всю информацию.

Ровность покрытия определяют, измеряя просветы между нижней гранью дорожной линейки и поверхностью. Вставляя клиновой промерник в образовавшиеся зазоры, измеряют их в контрольных точках. В результате ряда таких замеров можно установить степень образования колеи. 

Универсальные дорожные рейки "Кондор" и "Андор"

Наиболее востребованными и распространенными сегодня являются производственные марки "Кондор" (ООО "Футурум", СПб) и "Андор" (НПЧУП "Анток", Минск). 

Дорожные уровни обоих производителей запатентованы, сертифицированы и внесены в Госреестр средств измерения. Технические параметры измерителей соответствуют нормам ГОСТ, поэтому практически не отличаются. Интересно сопоставить эти марки в целом.

Российский "Футурум" является одним из лидеров на российском рынке дорожных реек и успешно ведет свою деятельность с 1993 года. В основу производства были заложены обширный опыт и наработки советской метрологии. На сегодняшний день компания выпускает две модификации реек:

  • РДУ-Кондор ― складная;
  • РДУ-Кондор-Э ― складная с электронным уровнем.
Дорожная рейка с поверкой Футурум РДУ Кондор-Компакт

Футурум РДУ Кондор-Компакт

  • Длина в рабочем состоянии, мм 3000
  • Отсчетное устройство измерительная головка
  • Диапазон измерения толщины покрытий, мм 5-150
Подробнее
Дорожная рейка с поверкой Футурум РДУ Кондор-Э

Футурум РДУ Кондор-Э

  • Длина в рабочем состоянии, мм 3000
  • Отсчетное устройство электронный уровень
  • Диапазон измерения толщины покрытий, мм 5-150
Подробнее

Профиль реек изготавливается из анодированного алюминиевого сплава, имеет мощные ребра жесткости. Гальваническое покрытие корпуса защищает его от коррозии и царапин при контакте с грунтом или асфальтом, предотвращает налипание грязи. Устойчивость и жесткость конструкции в складных моделях обеспечивается внутренними стяжками, а подпружиненный самофиксирующийся палец позволяет быстро собирать и разбирать рейку.

Минский "Анток" производит только складные рейки двух видов:

  • РДУ-АНДОР ― с механическим уровнем;
  • РДУ-АНДОР-Э ― с электронным уровнем.

Конструктивной основой реек "Андор" является базовая модель "Кондора" со всеми особенностями сборки и крепления. При этом компанией заявлена другая (экструзионная) технология производства алюминиевого профиля. Новый метод по-иному решает проблему жесткости, прямолинейности и износоустойчивости. 

Отличия моделей двух производителей

Внешне разница двух марок проявляется в таких параметрах как: 

  • толщина профиля. "Кондор" толще ― 5 мм против 3 мм у "Андора";
  • толщина шарнирных соединений ― 5 и 4 мм соответственно;
  • болты в моделях "Андор" ― легкие, с пластиковыми головками, в рейках "Кондор" - уже цельнометаллические и прочные;
  • ручка промерника у "Андор" ― тонкая, металлическая с резиновым покрытием, откручивается; промерник "Кондор" снабжен эргономичной пластиковой цельной ручкой.
Дорожная рейка с поверкой Анток АНДОР-Э

Анток АНДОР-Э

  • Длина в рабочем состоянии, мм 3000
  • Отсчетное устройство электронный уровень
  • Диапазон измерения толщины покрытий, мм 0-150
Подробнее
Дорожная рейка с поверкой Анток АНДОР

Анток АНДОР

  • Длина в рабочем состоянии, мм 3000
  • Отсчетное устройство измерительная головка
  • Диапазон измерения толщины покрытий, мм 0-150
Подробнее

Отличается также вид измерительной головки и основной шкалы дорожной линейки: у "Кондора" более крупное и четкое изображение единиц отсчета.

Чехол "Андора" немного скромнее, чем у "Кондора" ― не такой плотный и не обладает грязеотталкивающими свойствами.

Заключение

Главные достоинства дорожной рейки определяются только тем, насколько точные показания она дает. В этом смысле все описанные модели равны.

Другие характеристики: компактность, фактура, электронный или механический способ отсчета и пр. ― зависят от условий работы и личных предпочтений пользователя.